Меню сайта
Друзья сайта

Honda CBR1100XX Super Blackbird


Правда о тройке

текст: Андрей Трифонов

Honda CBR1100XX Super Blackbird:

Kawasaki ZX-12R Ninja:
Suzuki GSX1300R Hayabusa:

Еще недавно мы восхищались «литровыми» спортбайками. Казалось, брать круче уже некуда. Но извечные соперники Honda, Kawasaki и Suzuki подняли нас на новую ступень ощущений. Бешеная динамика, скорости под 300 км/ч, мощности, близкие к 200 л.с. — в мире совсем немного моделей, способных блеснуть такими параметрами. Знаменитая тройка Honda CBR1100XX Super Blackbird, Kawasaki ZX-12R Ninja и Suzuki GSX1300R Hayabusa несколько лет в свободном «тираже», но это не мешает ей будоражить, как иным топовым новинкам, умы поклонников динамичных байков. Несмотря на то, что машины разрабатывались в разные годы, перед конструкторами ставились одинаковые задачи: все аппараты отражают предельный уровень технического совершенства. Тем интересней сравнивать их обновленные «начинки» вкупе с дорожными возможностями.

Создатели машин избрали классическую японскую схему спортбайковского агрегата — 4-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения с системой впрыска топлива. У Super Blackbird самая малая кубатура — 1137 см3, что, собственно, и не удивительно. Ведь модель разрабатывалась аж в 1996 году, когда предельным объемом спортбайковского мотора считались 1200 см3. В 1999 году модель получила систему впрыска топлива. Увы, на лошадином поголовье мотора это отразилось не в лучшую сторону. Заявленные производителем 152 л.с. при 9500 об/мин (с карбюраторами — 164 л.с при 10000 об/мин), как оказалось, не соответствуют стендовым замерам, показания которых варьируются в пределах 145 л.с. Тем не менее, это не мешает Honda на равных соперничать с более мощными современными конкурентами, компенсируя недостаток мощности отлично сбалансированным шасси и прекрасной управляемостью.

Извечные споры на тему «кто на свете самый-самый» закончились после обнародования результатов стендовых испытаний этих гипербайков. Большой Kawasaki Ninja признали самым мощным серийным аппаратом в мире: его мотор о 1199 «кубов» показал фантастическую мощность — 182 л.с. против заявленных 178 «лошадок». При весе 210 кг! Впрочем, уже сразу после дебюта мнения экспертов сошлись в одном, что реализовать эти выдающиеся возможности по силам только избранным. И все из-за излишне взрывной характеристики двигателя. Кроме того, аппарат не прощает ошибок в управлении, а безумная мощность делает его откровенно опасным даже для уверенных в себе райдеров. Интересен тот факт, что максималка ZX-12R, составляющая 305 км/ч, оказалась полностью идентична показателю Suzuki Hayabusa, мощность которого на 10 л.с. меньше, а масса на 5 кг больше! На этом фоне цифра максимальной скорости у Honda Super Blackbird не выглядит принципиально низкой, особенно учитывая разницу в кубатуре, мощности и массе, — 280 км/ч. Ну а в разгоне до «сотни» машины вообще оказываются равными. Различия незначительны, а среднее время -- 3,1 с.

Так неужели столь невелики различия между ультрамодными Hayabusa, Ninja и отнюдь не новым Super Blackbird? Цифры могут, конечно, в этом убедить, но проза эксплуатации несколько иная. Дело в том, что когда разрабатывался знаменитый «Черный дрозд», конструкторы руководствовались иными правилами и потребностями потенциального потребителя. Ставка делалась не только на запредельную мощность, но и на комфорт. Грань между откровенно спортивным и спортивно-туристическим мотоциклом была размыта и не имела столь явных признаков, как сейчас. Мотор Blackbird оснащен двумя балансирными валами, что существенно отражается на снижении вибраций второго порядка при ускорениях и замедлениях. К тому же байк, как и многие шоссейники Honda, отличается точнейшей работой сцепления и КПП. На этом фоне идентичные узлы Suzuki (в большей мере) и Kawasaki (в меньшей мере) выглядят более грубо и резко. При разработке их двигателей стремились получить максимальную отдачу с каждого кубического сантиметра рабочего объема. Не важно каким путем каждый пришел к этому — Suzuki получил кованые поршни с короткими юбками, а Kawasaki оперирует предельно облегченными моторными деталями — главное конечный результат: перещеголять конкурентов. Чтоб мощнее и круче. Настройка силовых агрегатов этих машин направлена на подхватный разгон и предполагает агрессивный стиль передвижения. Казалось бы, что еще нужно?

Но при этом Hayabusa и ZX-12R не оставляют пилотам никаких надежд на комфортную езду. В заездах наперегонки это не столь заметно, но очевидно при дальнобое или езде по городу. Жесткая подвеска и шумно работающий мотор Kawasaki требуют при разгоне от водителя недюжинного опыта пилотирования. Массивный Hayabusa более покладист в управлении, но обращает на себя внимание неадекватная реакция руля в различных скоростных режимах. Поклонников этих машин, конечно, можно понять: прямолинейная динамика этих ракет такова, что просто «башню срывает». Может быть, эти эмоции поначалу не дают раскусить другие немаловажные дорожные качества. Многие владельцы «торпед» отметили неважнецкую управляемость в сложных дорожных условиях. Конструкторы Hayabusa закрыли на недостатки глаза, списав их на особенный характер машины и ее излишнюю мощность, а специалисты Kawasaki все же решили превратить свое детище в аппарат, не лишенный «человеческого фактора». Проведена серьезная модернизация модели — изменена настройка подвесок (передняя вилка получила удлиненные пружины и бесступенчатые регулировки гидравлики), разработан более легкий и жесткий алюминиевый маятник и, наконец, доведен до ума двигатель: увеличена масса коленвала, перенастроен инжектор. Характеристики мотора разгладились, пропали излишне резкие подхваты. И что же, Honda так и осталась эталонной, даже несмотря на некоторое отставание по мощностной части и солидный возраст? Похоже, да. Эксперты единодушно высказывают мнение, что столь мощные и резкие моторы, как на Kawasaki и Suzuki, требуют принципиально иного подхода к разработке трансмиссии и ходовой части. Если алюминиевая диагональная рама Hayabusa довольно традиционна, то создатели Ninja решили сделать шасси по-своему, сотворив некий монокок, сварные профили которого протянулись от рычага задней подвески до рулевой колонки. По теории такая конструкция должна быть намного легче при неизменной жесткости, но на деле оказалось, что в сравнении с конкурентами вес рамы меньше всего на 2,5 кг. Непонятен и другой шаг. Зачем добиваться лучшей управляемости путем обрезания колесной базы и установки при этом столь широкой 200-мм задней покрышки? Такой коктейль может превратиться в яд на скользкой дороге или при износе шины. Более разумно поступили создатели Hayabusa, скроив шасси идентично годами отработанной Honda.

Дальше — больше. Помните, когда дебютировали Hayabusa и ZX-12R, рекламные проспекты наперебой кричали о чудодейственной обтекаемости новинок? «Соколу» вообще пророчили силуэт, максимально приближенный к эталонной «капле». Дескать, шмелеобразные формы не дизайнерский изыск, а результат точнейшего компьютерного моделирования. В это можно охотно поверить, но продувочные «трубы» испытательных полигонов спели иную мелодию. Впереди всех оказалась… Honda, чья облицовка создает наименьшие турбулентные течения и минимальный шум от встречного потока. Коэффициенты аэродинамического сопротивления Kawasaki и Suzuki идентичны Blackbird, а лобовое сопротивление и подъемная сила по осям у них заметно выше. Это означает, что Hayabusa и ZX-12R не в состоянии подарить те ощущения, на которые рассчитывают потенциальные владельцы высокоскоростных «ракет». Что и должно насторожить многих. Не секрет, что при скоростном движении по трассе важнейшими факторами являются устойчивость и ветрозащита и только потом избыток «лошадок» под облицовкой.

Эффективность замедления у всей троицы практически на одном уровне. Но удобнее пользоваться тормозами Blackbird. Его комбинированная система, в которой при нажатии на педаль тормоза активируется не только задний, но и один из передних дисков, остается неоспоримым достоинством машины.

Безусловно, многочисленные плюсы отнюдь не «свежего» Blackbird уже не в состоянии затмить новые качества конкурентов. Но время не стоит на месте: к сезону 2003 года Honda обещает существенно модернизировать «дрозда». Масштаб переработок впечатляет: аппарат получит новый 1200-кубовый мотор с системой Hyper VTEC, мощность которого достигнет 175 л.с. Серьезным изменениям подвергнут подвески, светооптику и тормозные системы. Огорчает лишь факт, что открутить «на все деньги» такой Blackbird не удастся — конструкторы установят ограничитель скорости, лимитирующий разгон до 300 км/ч.

Конкурентам придется потесниться на пьедестале.

Резюме:
Наш соотечественник давно понял, что для полного отрыва нужен как минимум «литр» в моторе. Когда же разум начинает бредить гипербайками, помните: Honda CBR1100XX Super Blackbird — для разумных райдеров, ценящих тандем динамики и управляемости, Suzuki GSX1300R Hayabusa — для тех, кто хочет удивлять и сам удивляться, а Kawasaki ZX-12R — подойдет поклонникам брутальных кувалдолетов бешеной ковки. Словом, выбирайте, что нравится, не забывая оценить свои возможности. Эти «парни» ошибок не прощают.



Источник: Журнал Моторевю
№ 1 - 2002 июнь
Dima_XX © 2006 - 2012
Hosted by uCoz