Александр ВОРОНЦОВ,
фото из архива редакции
Строго говоря, для путешествий подойдет любой мотоцикл - от 50-кубовых скутеров до скачущих с континента
на континент «блэйдов» и «эрок». Но в пути хочется удобств... Итак, заказываем.
Двигатель - с запасом мощности. Энергоемкие подвески с регулировками. Большой обтекатель - защититься от
ветра и грязи. Кофры для поклажи. Навигационная система. Музыкальный центр. Плюс интерком. Перина,
сауна, массаж?.. Обойдетесь.
Если душа взыскует комфорта любой ценой, берите люкс-турер (см. их обзор в «Мото», № 6-2006) -
он идеально приспособлен для дальнобоя. Но только для него. Более универсальны спорт-туреры. Эти менее
помпезны, в том числе размерами, а потому более приятны в вождении. Они содержат даже некую спортивную
нотку. И подходят и на роль «мотоцикла на каждый день» - тем более что у подавляющего
большинства моделей кофры съемные, а без них лавирование в городской толчее труда не составит.
Современные спорт-туреры разнообразны. На одном полюсе - те, что вплотную примыкают к люкс-турерам. Таков
BMW R1200RT ($26 500). Его оппозитный 2-цилиндровый двигатель мощностью 110 л.с. оборудован снижающим
вибрацию балансирным валом и датчиком детонации. В стандартную комплектацию входят боковые багажные кофры
(емкостью по 32 л), интегральная тормозная система с АБС, иммобилайзер. По заказу мотоцикл можно
укомплектовать подвесками с электронными регулировками характеристик, подогревом рукояток руля и седла,
навигационной и противоугонной системами, музыкальным центром, задним багажным кофром емкостью 28 или 49 л.
В R1200RT широкие возможности регулировки высоты ветрового стекла (в пределах 140 мм) и седла (диапазон,
с учетом заказа седла пониженной высоты, - от 780 до 840 мм).
Практически те же «надстройки» в другой баварской модели - BMW K1200GT ($29 400). Но
«механика» здесь совершенно другая - рядный 4-цилиндровый двигатель мощностью 152 л.с.,
установленный поперечно в диагональную алюминиевую раму.
Мало в чем уступает по оснащению немецким турерам японская Yamaha FJR1300A ($21 000). Рядный 4-цилиндровый
двигатель мощностью 143,5 л.с. размещается в диагональной раме из алюминиевого сплава, привод на колесо -
карданом. В стандартное оснащение входят интегральная тормозная система с АБС, боковые багажные кофры.
Высота седла изменяется в пределах 20 мм, руль передвигается вперед-назад, высоту ветрового стекла можно
отрегулировать в диапазоне 120 мм. На модификации FJR1300AS ($23 000) применена электронная система
автоматического выжима сцепления - с нею передачи переключаются нажатием кнопок на руле.
«Свежая» версия «упакованного» спорт-турера из Италии - Moto Guzzi Norge 1200
(от $20 800). Как и у всех мотоциклов этой марки, 2-цилиндровый V-образный двигатель установлен продольно
в стальную дуплексную раму, привод - карданным валом. В оснащение входят интегральная тормозная система с
АБС, подвески с регулировкой предварительного поджатия пружин спереди и сзади (задний амортизатор снабжен
еще и регулировкой гидравлики отбоя). Машину выпускают в четырех вариантах оснащения. У базового
«Т» - регулировку высоты ветрового стекла проводят вручную, у модификации «TL» -
электроприводом. Версия «GT» оборудована более надежной защитой от ветра и грязи, подогревом
рукояток руля. Топ-модель «GTL» укомплектована спутниковой навигационной системой и верхним кофром.
Вторая группа спорт-туреров - мотоциклы, в которых «спорта» уже больше, чем «туризма».
Как правило, у них более спортивная посадка водителя, обтекатель уменьшенной лобовой площади, привод на
колесо не карданом, а цепью, багажные кофры входят лишь в заказную комплектацию. Одна из самых популярных
моделей этой группы - Honda VFR ($18 000). В его конструкции немало интересных технических решений:
V-образный 4-цилиндровый двигатель мощностью 109 л.с., относительно скромный (782 см3) рабочий объем
которого компенсирован системой «переключения» числа клапанов (на малых оборотах двигатель
работает как 2-клапанный, дополнительная же пара включается в работу на высоких оборотах), крепление
маятника задней подвески - к картеру силового агрегата, консольное крепление заднего колеса. Мотоцикл
оборудован интегральной тормозной системой, по заказу - АБС.
BMW R1200ST ($21 700) - фактически облегченный вариант турера R1200RT. У него тот же 110-сильный двигатель
и столь же широкий список заказного оснащения (в том числе система электронной регулировки подвесок и
навигационная). Разница - в нем гораздо более компактный обтекатель и поскромнее базовое оснащение (скажем,
АБС только по заказу), за счет чего меньше не только цена, но и масса машины - на целых 24 кг.
Представитель итальянского авангарда - Ducati ST3 ($17 800). У машины 1000-кубовый 2-цилиндровый двигатель
жидкостного охлаждения мощностью 107 л.с., передняя вилка - Showa перевернутого типа, с регулировкой
поджатия пружины, полностью регулируемый амортизатор задней подвески Sachs. У модификации ST3s ($19 600) -
полностью регулируемая вилка Showa с покрытием трущихся поверхностей нитридом титана, амортизатор задней
подвески - Ohlins, тормозная система - с АБС.
В племени спортбайков две категории машин также можно причислить к спортивно-туристическим. Прежде всего,
это «пожиратели пространства» - гипербайки. Правда, некоторые знатоки ехидно утверждают, что
к «туристическим» их причислит лишь тот, кто сам на них никогда не ездил. Нечего язвить: многие
владельцы «гиперов» накатывают на них по несколько десятков тысяч км за сезон (даже за такой
короткий, как у нас).
Прародителя всех «гипер» - модель Honda CBR1100XX Super Blackbird ($17 000) - запишем в
«туристы» безо всяких оговорок. На редкость практичный и универсальный мотоцикл! 152-сильный
двигатель, снабженный двумя балансирными валами, работает мощно и плавно, безусловно хороша и
комбинированная тормозная система.
Сильна туристическая составляющая и у BMW K1200S ($27 500). Собственно, от «чистопородного туриста»
K1200GT эта «единокровная» машина отличается не так уж и сильно, разве что водитель здесь
сидит не столь расслабленно, да обтекатель дает меньшую защиту от ветра. Зато движок помощнее (167 л.с.). А
всяческое туристическое оборудование, типа багажных кофров, подогрева рукояток руля и навигационной
системы, можно установить за доплату.
Suzuki GSX1300R Hayabusa ($19 600) и мощнее (175 л.с.), и быстроходнее - до 300 км/ч. Но в нем все же
больше удали, чем практичности. Считать его мотоциклом, приспособленным к дальним вояжам, можно лишь с натяжкой.
Гораздо сильнее туристическая доминанта в Kawasaki ZZR1400 ($22 200). Нынче этот мотоцикл - рекордсмен по
мощности среди массовых моделей: 190 л.с. (и все 200 л.с. с учетом инерционного наддува). Необычная форма
обтекателя создана с учетом результатов продувок в аэродинамической трубе. Версия, укомплектованная тормозной
системой с АБС, стоит на $1100 дороже.
И наконец, экземпляр, который когда-то записали чуть ли не в экстремальные спортбайки, но по нынешним меркам
это то, на чем можно и попутешествовать. Речь идет о Honda CBR600F ($13200). В свое время от него отпочковался
более спортивный CBR600RR, a F законсервировали в техническом развитии. Что, впрочем, благоприятно
отразилось на цене и практичности.
К спорт-турерам тесно примыкают туристические эндуро. Им мы посвятим отдельный материал.
BMW R1200RT по комфорту и роскоши оснащения вплотную приблизился к люкс-турерам.
BMW K1200GT - новейшее «издание» баварского спорт-турера.
Yamaha FJR1300AS- единственный спорт-турер с автоматом выжима сцепления.
Moto Guzzi Norqe1200 - «дальнобойщик» итальянской школы.
Honda VFR спорт-турер, но в нем «спорта» больше, чем «туризма».
Honda CBR1100ХХ Super Blackbird мощный и практичный.
Suzuki GSX1300R Hayabusa создан для очень быстрого передвижения.
Honda CBR600F - спортбайк, ставший эталоном практичности.
BMW R1200ST - «оспортивленная» версия туристической машины.
Ducati ST3s - элегантный «итальянец».
BMW K1200S - спортбайк для дальних рейсов по автобанам.
Сейчас Kawasaki ZZR1400 самый мощный мотоцикл массового производства.
Сводная техническая характеристика
|
Модель
|
Цена,$*
|
Сухая масса, кг
|
Объем б/бака, л
|
База, мм
|
Высота по седлу, мм
|
Число и расположение цилиндров
|
Рабочий объем, см3
|
Макс, мощность, л.с./об.мин
|
Макс. крутящий момент, Н.м/об.мин
|
Число передач
|
Главная передача
|
Передняя шина
|
Задняя шина
|
BMW K1200GT
|
29400
|
249
|
24
|
1571
|
820/840
|
R4
|
1157
|
152/9500
|
130/7750
|
6
|
кард, вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
BMW K1200S
|
27500
|
c248
|
19
|
1571
|
790/820
|
R4
|
1157
|
167/10750
|
130/8250
|
6
|
каоп.вап
|
120/70ZR17
|
190/50ZR17
|
BMW R1200RT
|
26500
|
229
|
27
|
1485
|
820/840
|
В2
|
1170
|
110/7500
|
115/6500
|
6
|
кари. вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
BMW R120QST
|
21700
|
205
|
21
|
1485
|
810/830
|
В2
|
1170
|
110/7500
|
115/6500
|
6
|
кард.вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Ducati ST3
|
17800
|
201
|
21
|
1430
|
820
|
V2
|
992
|
107/8750
|
98,1/7250
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Ducati ST3s
|
19600
|
204
|
21
|
1430
|
820
|
V2
|
992
|
107/8750
|
98,1/7250
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Honda CBR1100XX Super Blackbird
|
17000
|
227
|
23
|
1490
|
810
|
R4
|
1137
|
152/9500
|
119/7250
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Honda VFR
|
18000
|
213
|
22
|
1460
|
805
|
V4
|
782
|
109/10500
|
80/8750
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Honda CBR600F
|
13200
|
171
|
18
|
1390
|
805
|
R4
|
599
|
109/12500
|
63/10000
|
6
|
цепь
|
120/65ZR17
|
180/55ZR17
|
Kawasaki
ZZR1400
|
22200
|
215
|
22
|
1460
|
800
|
R4
|
1352
|
190/9500
|
154/7500
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
190/50ZR17
|
Moto Guzzi Norge 1200
|
20800
|
246
|
23
|
1495
|
800
|
V2
|
1133
|
90/7500
|
95/6800
|
6
|
кард, вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Suzuki GSX1300R Hayabusa
|
19600
|
215
|
22
|
1485
|
805
|
R4
|
1298
|
175/9800
|
138/7000
|
6
|
цепь
|
120/70ZR17
|
190/50ZR17
|
Yamaha FJR1300A
|
21000
|
264
|
25
|
1550
|
805
|
R4
|
1298
|
143,5/8000
|
134,4/7000
|
6
|
каод.вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR17
|
Yamaha FJR1300AS
|
23000
|
268
|
25
|
1550
|
805
|
R4
|
1298
|
143.5/8000
|
134,4/7000
|
6
|
кард.вал
|
120/70ZR17
|
180/55ZR
|
* Приведены ориентировочные цены.
Источник: Журнал Мото